Тамбовские конные заводы

«Огарев сам ездил два раза в год по воронежским и тамбовским конным заводам, выбирал лошадей, приводил их в Москву и распределял по частям, самолично следя за уходом. Огарев приезжал внезапно в часть, проходил в конюшню, вынимал из кармана платок - и давай пробовать, как вычищены лошади. Ему Москва была обязана подбором лошадей по мастям: каждая часть имела свою «рубашку», и москвичи издали узнавали, какая команда мчится на пожар. Тверская - все желто-пегие битюги, Рогожская - вороно-пегие, Хамовническая - соловые с черными хвостами и огромными косматыми черными гривами, Сретенская - соловые с белыми хвостами и гривами, Пятницкая - вороные в белых чулках и с лысиной во весь лоб, Городская - белые без отметин, Якиманская - серые в яблоках, Таганская - чалые, Арбатская - гнедые, Сущевская - лимонно-золотистые, Мясницкая - рыжие и Лефортовская - караковые. Битюги - красота, силища!»

Эй, вы, кони! Кони-звери, Звери-кони, эх, Черные да серые, Чалые для белые, Пегие, гнедые, Да медвежий мех...

Действительно, было на что посмотреть! Послушать, полюбоваться, восхититься, ужаснуться, погадать - не случайно мелькнуло у Гиляровского карточное словцо «рубашка». Игровой момент явно просматривается и в жестком порядке выездов: верхом - «солист» - вестовой с трубой трубящей, на парах - баки с водой, на тройке с бубенцами - пожарная машина, на четверках - пожарные с баграми. Шум, звон, горящая медь касок на головах усатых удальцов. «Неизвестными героями», почти «бойцами невидимого фронта» они стали позднее, в эпоху «01», НТР и узкой специализации. Прежде пожарный- кадровый боец-гвардеец. «Каждый пожарный - герой, всю жизнь на войне», - писал Гиляровский, вспоминая одно «необычно сухое лето в половине восьмидесятых годов, когда в один день было четырнадцать пожаров, из которых два - сбор всех частей. Горели Зарядье и Рогожская почти в одно и то же время. А кругом мелкие пожары...» Кроме того, пожарные участвовали во всех прочих чрезвычайных, «пожарных» ситуациях. Их «совали всюду, начиная с вытаскивания задохшихся рабочих из глубоких колодцев или отравленных газом подвалов до исправления обязанностей санитаров.

СОДЕРЖАНИЕ

«Устав о жизни по правде и с чистой совестью» и проблема развлечений в России XVI-XVII вв

Праздник в русской культуре XVIII века

Русская музыка второй половины XVIII века в контексте ритуалов и церемониалов, празднеств и развлечений

Русский усадебный дом середины XVIII века как элемент развлекательной культуры барокко

Фейерверки в России XVIII века

Штрихи к портрету императрицы Анны Иоанновны (Частные развлечения в домашнем придворном кругу)

Карлики в России XVII-начала XVIII века

Обеды «к случаю»: настольные украшения XVIII века

Бал в культуре России XVIII-первой половины XIX века

Бальные танцы и оперная музыка начала XIX века

Утверждено к печати Государственным институтом искусствознания Министерства культуры РФ

Редактор издательства С. А. Батюто

Художник Ю. П. Амбросов Технический редакор Н. Ф. Соколова

Корректор К. Д. Буланина

Издательство «Дмитрий Буланин» ЛР № 061824 от 11.03.98

Подписано к печати 10.11.99. Формат 60 х 841)6- Гарнитура Тайме. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 33 Уч.-изд. л. 33,5 Тираж 600 экз. Зак. 3155

Отпечатано с оригинал-макета в Академической типографии «Наука» РАН 199034, Санкт-Петербург, 9 линия, 12

Заказы присылать по адресу:

ДМИТРИЙ БУЛАНИН 199034, С.-Петербург наб. Макарова, 4 Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук Телефон: (812) 235-15-86 Телефакс: (812)

Сборник посвящен проблематике обиходной культуры России XVIII-XIX веков. Рассматриваются формы праздничной и церемониальной культуры, зрелища и увеселения, их атрибутика, а также элементы официальной ценностно-нормативной системы. Предназначен для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной культуры.

Редактор-составитель Е. В. Луков

© Коллектив авторов, 2000 © Государственный институт искусствознания, 2000 ISBN 5-86007-179-5 © «Дмитрий Буланин», 2000

19.11.2017