Семантическая многоплановость «сполоха»

Таков тяжелозвонкий состав одной из групп «пожарного оркестра». В группу деревянных входили: стук, треск, грохот валящихся балок, отдираемых досок. К «духовым» можно отнести рев раздуваемого ветром пламени, разноголосицу криков. Дополняло звуковую картину мощное шипенье воды и превращающихся в пепел и пар головней, а также цокот и грохот летящих на пожар коней и экипажей.

Вполне понятно, что пожар как таковой, как и всякая катастрофа, может считаться зрелищем лишь в естественном, природно-стихийном смысле. Но пожар в городском быту вовсе не ограничивался «неконтролируемым горением с выделением огня и дыма». Пожар - это прежде всего большой шум, быстро распространяющаяся по городу тревога - «сполох», изначально созвучный с полыханьем.

Семантическая многоплановость «сполоха» (звук, звон, цвет, действие, эмоциональное состояние, земное и небесное) вполне соответствует многосоставное звуко-зрелищной структуры пожара, «сплошного действа» как реально физического и культурно-бытового явления. Пожар в небе - сполох! - живой: дышит, играет, почти звучит подобно какой-то грандиозной цветомузыкальной симфонии. Особенное впечатление все сполохи, земные и небесные, производили и производят ночью, во тьме...

Вначале было: дым, взгляд, мысль, шар, звон, слово.

«Вдруг облачко дыма... сверкнул огонек... И зверски рвет часовой пожарную веревку, и звонит сигнальный колокол на столбе посреди двора... Выбегают пожарные, на ходу одеваясь в не успевшее просохнуть платье, выезжает на великолепном коне вестовой в медной каске и с медной трубой. Выскакивает брандмейстер и, задрав голову, орет:

- Где? Какой?

- В Охотаом! Третий! - отвечает часовой сверху. А сам уже поднимает два шара на коромысле каланчи...»

23.06.2017