Развлечения в средние века

По-видимому, то, что является сакральным в одну эпоху (а скоморошество, как очевидно, есть превращенная форма священной обрядности древних славян-язычников), в культуре следующей как бы «опускается вниз», в сферу несерьезного, игрового, профанного. Такое сохранение «пережитков» прежней культуры в культуре иной составляет как бы «нулевую картину мира», это как бы нулевой цикл в строительстве. Она «нулевая», так как, существуя в быту, отторгается господствующей культурой, но все же картина существующего мира, та почва, из которой росла культура последующая, без этой почвы ничего не возможно. Таким образом, в пространстве каждой культуры есть обязательный резервуар исторической памяти, из которого, принимая или отвергая который, впитывая и ассимилируя соки которого, только и может существовать любое культурное развитие, любая культурная динамика.

Развлечения в средние века - это развлечения не в собственном (нововременном, современном) смысле слова. Развлечения - это антисвятость, и тем самым они намертво привязаны друг к другу. Это два полюса одной ойкумены, которые сложным образом перетекают друг в друга. Не случайно слово «игра» в XVII веке означало и «развлечение», и «духовное окормление». А. М. Панчен-ко неоднократно подчеркивает парадоксальную близость этих двух сфер, сакральной и профанной: «В народном сознании скоморохи как бы конкурируют с попами». Двойничество, как и всякая игра-развлечение, - грех; оно осуждается на том основании, что в этом случае человек отказывается от имени, данного ему при крещении, а значит, теряет ангела-хранителя и, следовательно, тут же попадает в лапы к бесу.

20.09.2017