Пожар от Божьей милости

Пожар на Руси маркировал время и пространство жизни. У Даля находим «пожарный год» (когда было много пожаров; говорят о городе, селенье, когда оно погорело) и «пожарище» (место пожара, погорелая площадь). Рядом в скобках стоит пожарища (м. р.) - большой и сильный пожар. Важнее всего концовка статьи: «пожарищные места бедняками дешево продаются». Много же должно их быть, чтобы продать задешево! Есть спрос, есть и предложение. Место - в месте, в поселении, где живут мещане, обыватели. Вообще среда обитания начиналась с выжженной, паленой земли.

«Пожар от Божьей милости, от молнии, от грозы» (Даль). Милость Божья и Божия гроза, и страх Божий, пылающий в стихах Ветхого Завета... как уберечься? «Пожар от грозы гасят квасом, пивом, молоком, яйцами. Если белого голубя бросить в пожар, то погаснет». (По Библии, белого голубя приносили в жертву лишь в Иерусалимском храме.) Кроме жертвы прибегали к молитве и заступничеству святых угодников: «пожары обходят (с) иконами или ставятся по углам с иконами» (Даль).

Пал - древнейший способ обживания-обжигания простора России, бескрайних лесов, степей, болот, тундры и вечной мерзлоты. В таких масштабах, так широко и долго (вплоть до нынешних времен) пал, пожог не применялся нигде в мире.

«На Севере и Востоке по осени, или лучше по весне, выжигают все луга, пастбища и покосы, иначе ветошь не дает росту траве. Это называется пускать пал, палы» (Даль). В степях пал служил не только средством «зачистки территории», но и мерой борьбы с «диким» пожаром. Тут пускали «встречный пал»: «если пал охватит издали отряд или путников или аулы, разливаясь в обе стороны огненным морем, то зажигают траву от себя, переходя на пал, важнейшее место; нанесшийся пал поневоле обходит эту гарь и никому не вредит».

29.04.2017