Подгулявшие посетители

В индустрии развлечений все имело цену: «Подгулявшие посетители шантанов сахарными щипцами выдергивали «зубы» из клавиатуры, изображая дантистов. И вырванный «зуб» оплачивали по «прейскуранту» - очень толково и подробно составленному: зеркало - столько-то, канделябры - столько-то, лысина официанта - столько... и т. д.». А тем временем, заключает журнал «Экран и рампа», на сцене выступали артисты и «было и неловко и стыдно».Но уже без всякой стыдливости многие журналы, включая солидные театральные, писали, в частности, о том, что гонорары летчика Уточкина сравнимы с баснословными доходами Шаляпина; или что куплетист С. Ф. Сарматов первым достиг тысячерублевой планки ежемесячного жалованья и оттого по праву считается лучшим в своем эстрадном цехе.

Быть первым среди равных - вполне естественное желание любителей. Неуничтожимость смотров и фестивалей, придуманных позже при советской власти, - тому лучшее подтверждение. Но на этот период массовое искусство придумало единственный критерий успеха - уровень продаж культурного продукта. И какая-то часть любителей включилась в эти игры в коммерческое искусство.

Для таких любителей если и существовал какой-то «лишний» театр - то это «театр исканий», «театр-лаборатория». Для любителей-студийцев же, наоборот, коммерческий успех в тиражировании (слепом копировании) неминуемо рутинизируемого искусства - все это суета и лишняя трата сил. И вот здесь-то истина заключена где-то посередине, поскольку лишнего любительства не бывает, ибо само оно возникает из стремления к эмоциональному, интеллектуальному, духовному излишеству, к чему-то такому, что повседневная жизнь дать не в состоянии.

26.06.2017