Сельский любительский театр

Казалось бы, здесь-то уж многие признавали, что сельский любительский театр - это «вопрос совести всего русского общества и вопрос чести всего театрального мира», - и тень Гейне могли оставить в покое. Не получилось. Но это уже другая история...

Итак, присмотримся к промелькнувшим на этих страницах любителям и прежде всего заметим, что речь шла вовсе не о деталях сценического искусства, а просто о людях деятельных, видящих в столь необходимых всем развлечениях пространство для самоделания. Страсть к «самоигранию» - не столько великий изъян дилетантского исполнительства, как это виделось Россову, сколько сущность любительства (самодеятельности). Неспособность к полному перевоплощению отнюдь не означает отсутствие у любителей иллюзии, что на сцене их «я» становится «другим». Ведь если допустить, что любителя увлекает еще и возможность преодолеть свою социальную банальность, то, к примеру, для Ивана Ивановича Петухова в роли Гамлета «другим» является не шекспировский образ, а как бы образ всамделишного актера, играющего величайшую роль в необходимых костюмах, декорациях и при широкой рекламе «благотворительного спектакля». Под личиной «бенефицианта» ему можно было и не краснеть за растрату предназначенных сиротам средств. Чтобы все это понять, необходимо расстаться с позицией театрального наблюдателя, увидевшего в том ужасном зрелище лишь «кривлянье бездарностей».

Театральные критики не раз напоминали любителям, что сценическая игра - не перекидывание в марьяж, что пренебрежительное отношение к искусству - «гадко и оскорбительно», а, по Гейне, еще и «бесчестно». Но о какой честности по отношению к искусству можно говорить (да и что это такое возьмется растолковать не каждый профессионал!), если любители менее всего хотели оставаться честными по отношению к самим себе?

Мужчины считали необходимым перед началом спектакля, а иногда еще и перед третьим действием, выпить одну-две рюмки водки, как говорится, «для храбрости», и все мы считали это вполне нормальным и даже полезным». Эти любители прекрасно осознавали праздничную природу своих творческих занятий, ведь когда что-то мешает все целочувствованию праздника во всем его психотерапевтическом и прочем противостоянии будням, то две-три рюмки водки - это, действительно, «нормально и даже полезно».

26.04.2017