Полемическая статья

Евреинов не боится углублять пропасть между любителями и профессионалами, в какой-то момент теряет даже чувство меры и объективности, хотя не забывает все время повторять: «Я не говорю об исключениях; правило же гласит, что профессионал это... профессионал, т. е. ремесленник, мастер, «промышленник» и в сфере искусства он, своим «отношением к делу», не разнствует с ремесленником, оба кормятся своей работой».

Эта откровенно полемическая статья задела честь целой касты деятелей сценического искусства, и за актерский цех профессионального театра первым же заступился редактор журнала «Театр и искусство» и известный противник «режиссерского театра» А. Р. Кугель. Сразу после статьи «Урок профессионалам» он поместил коротенькое примечание редактора: «Статья Н. Евреинова талантлива и ядовита. Но однажды Гейне ответил графу N, также превозносившему дилетантизм пред профессионализмом: «Каждый пишет из-за того, что ему не хватает - любители из чести, профессионалы из-за денег». Любитель не мешает режиссерам это, конечно, главное».

Так дважды критики любительства из разных журналов сослались на остроумную эскападу немецкого романтика. Но был «полупророк» в собственном отечестве: ведь еще у Загоскина в комедии «Благородный театр» трезвомыслящего оппонента любителя Любского звали Честонов.

Какой-то специальной дискуссии на страницах театральной периодики «Урок профессионалам» не спровоцировал.

Пожалуй, лишь статьи плодовитого и талантливого театрального критика и в прошлом актера Н. Россова в двух московских журналах «Рампа и жизнь» и «Театральная газета» попытались отвести все обвинения в адрес профессионалов, хотя прямых отсылок на публикацию Евреинова в них нет.

В статье «Любительство» Россов включает в это понятие не только и даже не столько художественную беспомощность («есть любители по технике, по общему и даже художественному образованию весьма превосходящие врожденную артистичность»), сколько претенциозность, самоуверенность, «узко-субъективность» и неуважение традиций. А ведь именно преодолевая традицию, новаторы-дилетанты отвоевывали себе место в истории театра.

27.04.2017