Постоянное унижение всех любителей

То, что из глубинки Антону Хмурому казалось исключением, для большинства авторов столичных театральных изданий являлось правилом.

Постоянное унижение всех любителей без разбора перед лицом профессионалов заставило одного из самых ярких дилетантов в истории русского театра Н. Н. Евреинова выступить на страницах «Театра и искусства» со статьей «Урок профессионалам». Он начинает с едкого описания «великодушия» профессионального актера, удостаивающего любителей своим посещением. «Только на любительском спектакле можно видеть столь самодовольные актерские лица: ведь только на любительском спектакле «господа актеры» «воочию для себя убеждаются» в сложности и трудности искусства, которым они так царственно владеют: здесь тон покрепче взять, там спаузить» и т. д. Евреинова удручает именно машинность такого творчества, его сделанность «сегодня как вчера». Предлагая забыть о тысяче и одном анекдоте про любителей, Евреинов обращается к тому вкладу, который внесли любители в становление и развитие русского театра (многое из перечисленного им было уже упомянуто на этих страницах). В заключение дается сравнение методов работы любителя и профессионала: «Любитель (я говорю о настоящих любителях, а не «дурака валяющих»), сознавая свою неопытность, свое, так сказать, неофитство, приступает к работе над ролью со страхом Божьим, чувствуя всю ответственность, падающую на него перед публикой... Он изучает пьесу, роется в «источниках», прилежно внемлет указаниям режиссера, повторяет бессчетное число раз «трудное место», знает текст чуть ли не на первой репетиции, перед самым спектаклем сживается с ролью настолько, что мучится ее скорейшим воплощением и потому относится к вожделенному вечеру спектакля как к прекрасному празднику освобождения, достижения, испытания и приобщения, - все во имя любимого, во имя того, из-за чего добровольно и радостно взять на себя подвиг работы, творческого томления, самоотречения. Метод работы профессионала чисто эгоистический (не говорю о счастливых исключениях). Ему важно «сделать роль» с минимальной затратой сил и максимальным результатом в смысле успеха не пьесы, не автора, не направления театра, а его личного, чисто личного лицедейского успеха».

22.07.2017