Тайны искусства

Он ценил в любителях ту застенчивость и трепет первого увлечения, которые вносят такую милую интимность в их случайную шутку. Где теперь эта робкая наивность? Если в прежних любителях жило сознание, что они забавляются таким важным и сложным делом, то теперешние полны уверенности, что никто и никогда не постиг в такой мере всех тайн искусства. Если прежде возводилось здание о семи столбах, то теперь никто не станет играть иначе, как в театре, с анонсами, афишами и платными местами. Если раньше заранее учитывали расходы на пачку гвоздей и стирку занавесок, то теперь мечтают о барышах и сборах. Эта последняя черта особенно нестерпима. Жалкая беспомощность исполнения, невозможные планировки, незнание ролей, грубое переигрывание и сведение на нет целых сцен, о психологической сути которых так и не догадывается зритель, - все это неизменные признаки постановки дела в подобных антрепризах».

Изредка в тех же журналах появлялись статьи, выступавшие в защиту интеллигентского любительского театра, но самое удивительное, что речь шла, в принципе, об одних и тех же любителях. Антон Хмурый в «Рампе и жизни» напомнил, что большинство любителей работает в провинциальных захудалых городках, где кроме библиотеки, открывающейся два раза в неделю и имеющей на полках переводные французские романы и приложения к журналу «Родина», других культурных заведений нет. И оттого, еще только «спектакль начинает налаживаться, еще только подбираются лица для устройства, как о нем уже знает не только все городское население от мала до велика, но и крестьяне окружающих деревень. Спектакля ждут жадно». Если «выдвигает, положим, спектакль проблему брака, и говорят и спорят с пеной у рта о браке. Но дело не ограничивается спором, очень часть спектакль заставляет прочесть ту или иную книжку, что наблюдается особенно у крестьян. Можно даже сказать, что провинциальные спектакли создают читателя и читателя, очень серьезно относящегося к своему делу». И наконец, автор берет под защиту актер а любителя: «Ни выгоды, ни желание получить «венок грошовой славы» потянули его на сцену ... а возможность воплотить в слове высокую, красивую мысль и этим словом бросать в публику добро и красоту, «глаголом жечь сердца людей» и самому гореть. Из общего правила есть, конечно, и исключения».

26.06.2017