Эстетическая цель и художественное вдохновение

Как можно было уже заметить, главное, что не устраивало профессиональных деятелей сценического искусства, - это пренебрежительное отношение любителей к самому искусству сцены.

«Когда некий дилетант, - издалека начинал В. Базилевский, - стал доказывать Г. Гейне, что он в смысле понимания и служения чистому искусству стоит значительно выше писателя-профессионала. Доказывая свою мысль словами:

- Вы пишите ведь из-за денег. Я же - из чести!.. Поэт сказал:

- Что делать? В мире каждый трудится ради того, чего ему не хватает: у меня нет денег, у вас - чести!» Далее автор журнала «Рампа и жизнь» начинает мягко стелить: «В искусстве дилетанты-любители - явление далеко не новое и прогрессивно развивающееся. Печать не раз встречала их огульным осуждением, забрасывая камнями, но... нередко роняла сознательное и доброе слово похвалы лицам, достойным, по справедливости, поощрения. Храм муз открыт для всех людей ... Его (любителя.- М. Ю.) мимика, движения, речь, манеры - будут далеко небезупречны, несовершенны, не выработаны, но в каждом из них должно сквозить желание создать в высшей степени (по мере сил и разумения) художественное, ценное, высоко-эстетическое. Без этого - любителю нет никакой цены. Это свечка без фитиля, которая может таять, но света дать не в состоянии... И когда возникают кружки единственно от безделья, для пустого развлечения, без мысли, идеи, эстетической цели и художественных вдохновений, тогда их адепты не вправе ждать себе похвал и поощрений. Сценическая игра - не перекидывание в «марьяж», и пренебрежительное отношение к искусству - гадко и оскорбительно».

По той же схеме выстраивает свою заметку «Летние параллели» Н. Викторов: «Апухтин (участник популярных любительских спектаклей в Петербургском Пассаже, в которых были заняты Писемский, А. А. Потехин, В. А. Крылов, Владыкина и знаменитый любитель В. Д. Квадри. - М. Ю.) любил говорить, что никогда актерам не сыграть так хорошо, как играют любители. Конечно, это парадокс ....

29.06.2017