Любительский театр

Руководитель известного драмкружка в селе Бурмакино Ярославской губернии Н. В. Скородумов на Втором Всероссийском съезде режиссеров предложил весьма радикальный (и столь же утопичный) способ избавить любительский театр от приписываемого ему извне комплекса «лишнего» театра («разве нужен еще любительский театр, раз я могу идти в хороший театр профессиональных актеров»), а также снять напряжение в конкуренции между материально обеспеченным любителем и кормящимся сценической игрой профессионалом. Для этого предлагалось отправить артистов-любителей в село, где они «действительно нужны, где их полюбят всей душой, где они принесут пользу и себе и народу»... И, разумеется, профессионалам, которым могла понравиться идея культуртрегера о том, что в городах любительский театр должен стать «театром-лабораторией», «театром исканий», работающим для избранной публики, а если и разрешать дилетантам публичные спектакли, то лишь в трех случаях: «если они действительно талантливы, если они делаются с целью увеличить фонд сельского народного дома и если этим они не приносят слишком большого ущерба в материальном отношении своим товарищам, профессиональным артистам». Но все эти «если» отпадут сами собой, если любитель отправится в деревню, где «народ не будет тебя хвалить за то, что ты удачно скопировал большого артиста; если ты не будешь переживать роль, он на самое трагическое место ответит тебе смехом. Народ разовьет талант артиста, а не погубит его, как это делается теперь».

Учитывая, что Скородумов предлагал ставить пьесы, пропагандирующие кооперативы, трезвость, необходимость образования, то городскому любителю было гарантировано отсутствие смеха в крестьянской аудитории. Восставая против скуки и дидактизма специального «крестьянского» репертуара, А. Р. Кугель писал: «И как невозможно горчишником, поставленным на затылок другого ... человека, излечить свою головную боль, так невозможно пьесами г. Скородумова, играемыми в сельских театрах «глубины России», замазать театральную тоску в столице. И потому «гремят витии» и «кипит словесная война». С больной головы на здоровую - это наблюдение над мотивацией театрального просвещения народа подходит и для «взаимоотношений» профессионального и интеллигентского любительского театра.

19.11.2017