Петербургский дневник театрала

Этот «фельетон», впрочем, потонул в нескончаемой череде антилюбительских статей, публиковавшихся почти во всех театральных журналах рубежа веков.

«Петербургский дневник театрала» озвучил, к примеру, такой раздраженный «голос из публики»: «За эту благотворительность ухватились любители, желающие показать себя в таких ролях, которые они нигде и никогда исполнять не могут. Устраивается спектакль, в котором Иван Иванович Петухов исполняет роль Гамлета в надежде, что его не ошикают ради благотворительной цели. Мария Ивановна Голубятникова исполняет Марию Стюарт. В результате расходы по спектаклю едва окупаются, потому что для Петухова и Голубятников ой необходим антураж, необходимы декорации, костюмы, широкая реклама и пр. Публика несет деньги на прекрасное дело и принуждена смотреть кривлянье бездарностей, а больным и сиротам ровно ничего не остается». В конце статьи анонимный автор разумно предлагает ввести нечто вроде предоплаты: любители вносят благотворительный спектакль, выручка от которого частично идет на покрытие расходов.

Большинство других аналогичных статей предлагали куда более решительные оргмеры. А начало им положили Первый съезд сценических деятелей 1897 года и сопровождавшие его публикации в прессе, видевшие в любительском театре один лишь вред и даже рекомендовавшие если не запретить любительство, то хотя бы преобразовать кружки любителей театра в кружки «друзей театра». В 1909 году журнал «Театр и искусство» в передовой статье писал об актере А. Верещагине, предлагавшем проект угнетения любительского театра «во имя спасения театрального дела». Суть его состояла в удушении любителей налогами в пользу профессиональных артистов и Театрального общества. Более других ветвей любительского театра от разгромных публикаций пострадал гимназический и в целом школьный театр.

21.09.2017