«Недолитературность» театрального фельетона

По понятной причине как бы «недолитературности» театрального фельетона С. С. Данилов обошел стороной этот любопытный источник по истории театрального любительства. В 1832 году «Сын отечества» напечатал пространный переводной французский фельетон о светском любительском спектакле и тем дал понять, что в плане нравов любительских кулис Россия была далеко не впереди Европы всей. Позже фельетоны о домашних театрах и публичных любительских спектаклях печатали «Репертуар и пантеон», «Отечественные записки». Многие годы эту же тему держали под прицелом фельетонисты и карикатуристы «Будильника», где иначе как «губителями» любители сценического искусства не назывались.

В начале XX века фельетонисты эту тему стали обходить стороной. Петербургский журнал «Артист и сцена» статью о дачных театрах отнес к разряду фельетонов, но по сути это был придирчивый и язвительный разбор типичных дачных театров. Среди них анонимный автор выделил театр-фарс как приложения к буфету, а также дачные театры «для собственного удовольствия». Последние не имели ничего общего с театральным предприятием горьковских «Дачников». «Антрепризы для собственного удовольствия,-писал журнал,-держат обыкновенно одна или несколько состоятельных дам-любительниц, мнящих себя профессиональными актрисами». Они «берут себе лучшие роли - ведь для этого и возникает антреприза, - менее значительные раздаются знакомым, ну а для всего остального «нанимаются» профессионалы. Для привлечения публики приглашают иногда и «имена», только, конечно, не женские, а мужские - чтоб конкуренции не было, ведь антрепренерша богатая и за деньгами не гонится - лишь бы не играть при пустом зале. Реклама, обширное знакомство, имена и туалеты дам-любительниц делают то, что антрепризы эти процветают». Далее рассказывается об одном «гешефтмахере», который с прибылью для себя использовал стремление множества дам с туалетами покрасоваться на сцене. Н. «додумался до того, что установил определенную таксу на разные роли из пьес». Одержимые театроманией так «охотно раскупали роли, что приходилось ставить по несколько пьес», но к четвертому представлению играли только для своих - «чужая публика не шла».

24.07.2017