Иллюстрации из реальной практики

Соответствующие главы в книге Данилова, вышедшие шесть десятилетий назад, могут, таким образом, служить ценным, если не единственным пособием для составления еще не написанной истории русского театрального любительства XIX-начала XX века. Потребуются, конечно, иллюстрации из реальной практики, которые может дать театральная и газетная периодика (отчасти это будет сделано ниже), мемуаристика, в основном лишенная сатирического пафоса, ведь далеко не все участники спектаклей видели в них лишь повод для амурных похождений и шутовства. Впрочем, и в самом шутовстве не было ничего зазорного, и как знать, если бы юный Гоголь не участвовал в спектаклях Нежинского гимназического театра, то юный Чехов не смог бы вместе с братьями разыграть в домашнем театре «Ревизора» и не были бы написаны ни «Юбилей», ни «Чайка». А для известного артиста фарса и оперетты А. З. Бураковского шутка вперемежку с бравадой на сцене любительского театра Петербургского коммерческого училища (1850-е годы) предопределила его вступление на путь профессиональной артистической карьеры. Он писал в своих воспоминаниях: «Будучи мальчишкой, я хотел во что бы то ни стало отличиться перед своими товарищами, а потому, играя Городничего и говоря монолог об учителе по исторической части, что он не может обойтись без того, чтобы не сделать гримасы, я воспроизвел гримасу такую, какую делал у нас постоянно в школе сам директор, читая у нас лекции по русской истории. Успех среди учеников, конечно, я имел громадный, но директору уже это не понравилось. Но для меня все было мало, и я, читая «Убогую и нарядную» и дойдя до стиха:

Дураков не убавим в России, А на умных тоску наведем - для полноты успеха, говоря первую фразу, указал на все сидевшее начальство, а в последней фразе я обратился ко всем своим товарищам. За эту мальчишескую выходку мне досталось от начальства». Юный проказник был сразу отчислен из училища.

19.11.2017