Составление брачных партий

Примерами из произведений А. Ф. Писемского, В. А. Соллогуба, В. М. Маркевича и других С. С. Данилов иллюстрирует процесс распада домашнего «благородного театра». Это выразилось в утрате им замкнутости, в приглашении для постановок профессиональных актеров и любителей из других сословий, в отказе от исполнения только пьес собственного сочинения и в обращении к классике, исполняемой с купюрами. Отдельная глава посвящена изображению в художественной литературе «любительщины» -расцвета «буржуазно-обывательских театральных затей» второй половины XIX-начала XX века (пьесы и рассказы Лейкина, Щеглова, Боруцкого, Корнеева, Штейнфельда и др.). Отмечаются, в частности, такие явления, как лицемерность благотворительных спектаклей, проникновение духа предпринимательства, равнодушие к художественным вопросам у дилетантов, ищущих в устройстве спектаклей лишь повод для веселого досуга, кутежей, любовных похождений и составления брачных партий. Одновременно с этим литература дает изображения любителей, по-настоящему одержимых искусством сцены и стремящихся перейти в профессиональный театр, а также показывает случаи слияния профессиональных и любительских трупп, опыты постановок с повышенными художественными требованиями. Зафиксировала литература и ситуации, когда «при актерской безработице в условиях капиталистического общества этот поток буржуазной «любительщины» вызывает резкое раздражение со стороны актеров-профессионалов. Нужда загоняет актера Высочина на положение суфлера у «Господ театралов» (комедия И. Щеглова, 1889.- М. Ю.). Но вынести обывательскую спекуляцию на искусстве он не может! В конце концов его прорывает: «Какие вы любители! Вы губители драматического искусства! Все лезут на сцену... Недоучившиеся гимназисты, которым надоела указка... перезрелые барышни, потерявшие надежду выйти замуж... светские дамы, ищущие амуров, и всякие шатающиеся джентельмены, любящие ловить рыбку в мутной водице... Все лезут. Рвут честный кусок хлеба у истинного артиста». Как своеобразный символ, заключает С. С. Данилов, общественной никчемности буржуазной интеллигенции дана организация любительского спектакля в пьесе М. Горького «Дачники».

24.07.2017