Тема любительства

Тема любительства, конечно, не исчезла из молодой «Театральной газеты», а, как и в других аналогичных изданиях, распылилась по рубрикам «Хроника», «Разное», «Корреспонденции с мест» и др. Именно здесь между сообщениями о бенефисе какого-нибудь суфлера и самоубийстве известной этуали можно отыскать информацию о том, к примеру, что для кружка бывших воспитанников Коммерческого училища Московский оперный кружок поставил в помещении Купеческого собрания «Сказки Гофмана»; или о том, что для домашнего спектакля у Рейнбот пьесу в стихах специально написали Ходасевич и Попов, а для любительского спектакля в доме других представителей богатого купечества Носовых пьесу написал Кузмин. С оттенком маргинальной хроники театральная периодика сообщала о дилетантских опытах футуристов («Владимир Маяковский», «Победа над солнцем»), «Союза молодежи» («Царь Максимилиан») или «Башенного театра» Вяч. Иванова. К счастью для исследователей, эта информация не носила анонимного характера, как это часто бывало, когда речь заходила о любителях. «Популярность кабаре, - писала московская газета «Новости сезона», - вызвала любительские кабаре, как популярность театра породила любительский театр (для современного этапа это было верно, а для раннего - с точностью до наоборот. - М. Ю.). Среди веселящейся Москвы много говорят о ряде таких любительских кабаре, состоявшихся у одного писателя, у молодых зоологов, в одной учительской группе и у одной меценатки, которая устраивала костюмированный вечер в стиле Венеции XVII века. В этих любительских кабаре и гости, и хозяева исполняют всевозможные импровизации. Это веселее и интереснее, чем торжественные программы».

Выходит, актерам Московского кружка любителей сценического искусства еще и повезло, что их, хотя и раскритиковали поначалу, но все же вывели из огромного массива анонимного любительства, да еще и закрепили за ними право считаться первыми исполнителями «Заговора Фиеско» на русском языке. Тем самым они попали в длинный и почетный ряд любителей-первооткрывателей, впервые поставивших «Евгения Онегина» и «Хованщину», трилогию А. К. Толстого, и «Власть тьмы», и «Плоды просвещения», «Кандиду» Б. Шоу и т. д. И все же святочные ряженые и «Вампука»...

24.07.2017