Средневековые костюмы

В. В. Максимов. Осенью 1913 года этот популярный коллектив на сцене Охотничьего клуба поставил «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера. Эта «республиканская трагедия» находилась ранее под цензурным запретом, таким образом, любителям выпала честь ввести в российскую театральную афишу шедевр мировой драматургии. «Театральная газета» - только что утвержденный московский еженедельник - в рубрике «Любительский театр» откликнулась на это так: «Это был обычный любительский спектакль. Ни одного талантливого исполнителя. Громадное большинство исполнителей казалось святочными гостями маскарада, одетыми в «средневековые костюмы». Прекрасные слова Шиллера они произносили до того невнятно, что даже в первых рядах никак нельзя было понять, что же бормочут себе под нос действующие лица. Много лучше других г. Вронский - Фиеско (по крайней мере внятно читал свою роль). Совсем комичны массовые сцены, где все нобили, граждане, солдаты походили на эфиопов из «Вампуки»... В общем, спектакль отменно плохой, даже для любителей».

Последних, конечно, обидело сравнение с персонажами знаменитой пародии, но руки от этого они не опустили, а потому через три недели в той же «Театральной газете» могли прочитать о втором представлении «Заговора Фиеско»: «Шум, поднятый около этой постановки кружка, привлек полный зрительный зал. Исполнители лучше освоились с ролями и играли уверенней». Далее, кстати, сообщалось, что они же для кружка «Спорт» поставили «Комедию о княжне Забаве Путятишне и боярышне Василисе Микулишне» В. П. Буренина и имели успех, а для следующего «исполнительского собрания» начали готовить «Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева.

Если только один любительский кружок в месяц управился с таким пестрым драматургическим материалом, то перед составителями рубрики «Любительский театр» в «Театральной газете» вставал вопрос: как быть с остальными? Ответ найден не был - и рубрику закрыли. Ведь с октября по апрель клубные сцены обеих столиц, губернских городов наводняли сотни подобных кружков любителей сценического (и - реже - оперного) искусства, и это не считая домашних, гимназических, студенческих и прочих «закрытых» спектаклей, а кроме того народных любительских постановок.

29.06.2017