Ссылаясь на ученого Дионисия

Ссылаясь на ученого Дионисия

У пустозерских боголюбцев также нередка антикультурная тенденция. Так, Аввакум говорит: «Но аще и не учен словом, но не разумом; не учен диалектике, и риторике, и философии, а разум Христов в себе имам, якоже и апостол глаголет: аще и невежда словом, но не разумом». Обращаясь к «чтущим и слышащим», Аввакум поучает: «...не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природный язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет».

Ссылаясь на ученого Дионисия, Аввакум подчеркивает его слова, обращенные к Тимофею: его астрономические и прочие знания - «только обольщение, и тлен, и погибель». Античные боги, а также философы, учены были, а в ад угодили, ибо уподобляли себя через свое знание Богу. А так же и соузник Аввакума инок Епифаний высказывается: «но не позазрите скудоумию моему и простоте моей, понеже грамотики и философии не учился, и не желаю сего, и не ищу, но сего ищу, како бы ми Христа милостива сотворит и себе и людем, и Богородицу, и святых Его».

Все это еще не означает нигилистического отношения к книге. Напротив, книга - предмет сакральный, и, когда Аввакум сменял книгу Ефрема Сирина на лошадь, Бог наказал его. А в «Беседе о первых противниках церковных преобразований» Аввакум поучает: «Всякого добра лучше учение книжное, ибо им обретается жизнь вечная и радость та бесконечная. А ходящий во тьме не знает, куда идет, то есть суетными делами занимается, поглядывая, где пиры, и шутки, и неприличные крики». «Учение книжное» - здесь, разумеется, речь идет о христианских текстах, душеполезном чтении, и здесь Аввакум тверд: «Как напечатано, так и творить подобает». Мудрость для Аввакума - это нравственное совершенство, а не просто знание, «наука».

19.11.2017