«Культурная толпа»

Эта «культурная толпа», наполняющая с восьми часов вечера до четырех часов утра ярмарочные кабаки, искала зрелищ откровенно развлекательного характера. Ей, как писал М. Горький, «нужны были образчики всех видов порока, и нужно было ей дать их в самых изящных и привлекательных формах». В этом-то Шарль Омон был неистощим. В 1896 году, когда на Нижегородской ярмарке проходила Всероссийская торгово-промышленная выставка, в «Концерте-паризьен» работал синематограф, который показывал «пока еще очень приличные картины». И еще «милейший Шарль» привез на выставку 120 француженок-»звездочек» и около десятка «звезд». В очерках М. Горького осталось описание выступлений на ярмарочной эстраде этих кафешантанных див, которое мы позволим себе привести полностью: «Ожидающие - возбуждены и нервозно постукивают тростями в пол, судорожно двигаясь на стульях. Среди них преобладает «выставочный человек» с розеткой на груди, в инженерной форме, много купечества - культурного, бывавшего за границей, владеющего двумя-тремя языками, одетого по последней моде, - много «братьев-писателей», окруживших маститую фигуру старика с седыми волосами и таким благородным лицом...

На эстраду выпорхнула Паула Менотти - гром аплодисментов грянул ей навстречу. Она низко склоняется под рампой, показывая публике обнаженные плечи и грудь, и публика жадными, загоревшимися глазами торопится рассмотреть через стекла биноклей и лорнетов ее роскошное, соблазнительно красивое тело, которое она показывает им с такой циничной грацией. Раздаются слова гривуазной песенки, исполняемой с французским шиком, полной двусмысленностей, поясняемых жестами и телодвижениями. Публика замирает в восторге и упоении перед этим искусством «Казино» и «Фоли-Бержер» и других бульварных сцен Парижа.

14.12.2017