Автор статьи «Театральные звезды и садовые звездочки»

На самом деле ценность «этуали» не всегда измерялась ее талантами. В большинстве случаев ее определяло количество выпитого во время антрактов с поклонниками шампанского и ценностью бриллиантов и туалетов. Поэтому у кафешантанной певицы в договоре с дирекцией указывалось, что она «не имеет права уходить из кафешантана до окончания торговли». Таким образом, артистка была вынуждена находиться в заведении до утра. Кроме того, она не имела права отказываться от приглашений ужинать не только в общем зале, но и в отдельном кабинете. Это тоже вставлялось в ее договор. Полезность «этуали» измерялась главным образом ее умением расположить публику к заказу большего числа напитков и яств, чтобы поучился как можно более внушительный ресторанный счет. В этом главным образом и состояла ее роль. Если она содействовала процветанию заведения, то ее наперебой приглашали во все лучшие кафешантаны.

Автор статьи «Театральные звезды и садовые звездочки» рассказывает, что «какой-то агент по части доставления заграничных полупевиц так рекомендовал хозяину предлагаемый им товар:

- Вы вот говорите, Иван Иванович, что она стара и голоса у нее нет, а я вам скажу, плюньте вы на это. Что голос, много он вам даст голос? Вы лучше посмотрите, сколько она в один вечер поужинает. А как пьет, ведь, выпить может - ума помрачения!

И доводы комиссионера оказались действительно настолько убедительными, что полупевица была взята и на хорошее жалованье».

Кроме женских сольных номеров, в программах были еще дуэты, трио, квартеты, ансамбли танцоров, певцов, цыган и целые хоры, так называемые «капеллы»: Венгерская капелла, Малороссийская капелла и т. д. Фраза контракта «до закрытия» распространялась и на певиц хора. Обязанностью их было ухаживать за «гостями», с тем чтобы заманить их в отдельный кабинет.

18.08.2017