Дивертисментная программа кафешантана

В результате нового синтеза убытки по оперетте стали возмещаться ресторанной торговлей. «Что недовыручит театральная касса, то покроет счет за ужин с какой-нибудь Белъведерской, или «исполнительницей цыганских романсов». Чего не сделают «звуки сладкие», то доработает какой-нибудь разухабистый номер «этуали»...» - писал А. Р. Кугель.

Теперь программа строилась по следующей схеме: вначале оперетта, которую впоследствии заменят ревю и фарс, потом - кафешантан, который находился в первом этаже и открывал свои двери после окончания спектакля. В опереточную труппу под художественным руководством А. О. Маслова собирались все опереточные «звезды», как русские, так и зарубежные. Известные имена - А. В. Шиллинг, З. Ф. Бауэр, Е. Ф. Кестлер, А. А. Брянский, З. П. Зайцев, Г. В. Молдавцев, Н. Г. Северский собирали полный зал. Поначалу в театре культивировалась русская и французская оперетка. Но с упадком и фактическим вырождением французской оперетты к концу 90-х годов театр переориентируется в основном на венский репертуар.

Дивертисментная программа кафешантана представляла собой «букет на все вкусы», но наиболее привлекательными для публики были гастролеры, о которых писалось: «При участии знаменитой парижской шансонетной певицы...» Зарубежные шансонетки и танцовщицы отбирались и привозились Шарлем Омоном прямо из Парижа. Такие особы назывались «этуалями», т. е. «звездами», и действительно обладали какими-то талантами. Разного рода французские, немецкие, английские, венгерские, испанские шансонетки присутствовали во всех программах, хотя и отечественные исполнительницы, в основном русских и цыганских романсов (среди них знаменитые Вяльцева, Раисова, Тамара и др.), по части таланта могли успешно соперничать с иностранками. Современник так описывал первое выступление в театре Омон знаменитой этуали: «Я смотрел в тот вечер ту очаровательную Лину Кавальери, от которой с ума сходили все завсегдатаи кафешантанов.... И голубое море, и звезды, и тихие мечты - все было забыто ради прелестной Лины. Да и не мудрено!

28.04.2017