Отмена монополии императорских театров

Обозреватель «Театрального курьера» писал: «С каждым годом кафешантан все шире и шире раскатывается по России. Чуждый нам по духу и характеру, этот род увеселений пришелся, однако по вкусу не одним столичным жителям. Соль распеваемых на непонятном языке песенок хоть и доступна малому количеству слушателей, но это не служит помехой. Непонятное так ясно подчеркивается жестом или иным каким-либо пикантным телодвижением, что становится понятнее тех таинственных строчек, которыми в печати стараются заинтриговать любопытного читателя. Русская публика освоилась скоро и стала ревностной посетительницей увеселений такого типа. Мало того, она даже стала требовать пикантные номера, оценивая их строже, нежели заграницей».

Отмена монополии императорских театров в 1882 году полностью развязала руки частным предпринимателям. В столицах и провинции появляются коммерческие предприятия, соединяющие в одной программе оперетту с шантаном. Любопытно отметить, что, как правило, владельцы этих театров и антрепренеры никакого отношения к искусству не имели. Это были бывшие трактирщики, буфетчики, официанты, нажившие капитал за годы службы в ресторанах и трактирах.

Как синтетический тип представления, кафешантан оформился к началу 90-х годов XIX века. В кафешантанных программах большое место заняли танцы. Среди них наиболее распространенными были следующие.

Канкан - французский танец, появился при дворе Людовика XIV как бальный, спокойного, плавного характера. В 30-е годы XIX века в Париже на балах стали исполнять новый канкан с характерным высоким вскидыванием ног.

11.12.2017