Знакомство русского зрителя с шантанной эстрадой

Во всех клубах Москвы, а в особенности «демократических» Немецком и Купеческом, почти каждый вечер устраиваются маскарады, заканчивающиеся разгульным канканом - одним из самых популярных европейских танцев XIX века, которые привлекают толпы веселящихся москвичей.

Впервые непосредственное знакомство русского зрителя с шантанной эстрадой произошло в конце пятидесятых годов благодаря петербургскому увеселительному заведению - «Воксалу искусственных минеральных вод». «Ми-нерашки» - так обычно называл это заведение развлекающийся Петербург. На эстраде этого «воксала» владелец его Иван Иванович Излер устраивал концерты оркестров, цыганских хоров и даже выступления гимнастов. В 1862 году здесь впервые появляются французские шансонетки. Это начинание Излера имело огромный успех, и по его следам пошли другие антрепренеры. В 1869 году в Петербурге на Екатерининском канале возникает театр В. Берга. Но если к И. И. Излеру собиралась и семейная публика с женами и детьми для респектабельного отдыха, то предприятие Берга отличалось более фривольным характером и стало прототипом для последующих заведений шантанного типа. Программы кафешантана Излера и театра Берга состояли из двух частей: в первой исполнялись отрывки из французских оперетт или одноактные пьесы (которые, впрочем, слабо отражали подлинную эстетику парижской оперетты), во второй - эстрадная кафешантанная программа, также состоявшая из французских номеров.

Время до 90-х годов в истории эстрады в России можно охарактеризовать как период прямого и наиболее непосредственного влияния французского кафешантана и французской оперетты. Не удивительно, что все подобные открывающиеся заведения носят французские названия. В Петербурге появляются «Эрмитаж», «Монплезир», «Шато-де-Флёр», «Альказар», в Москве - «Ренессанс» в Петровском парке, «Салон-де-Варьете» на Большой Дмитровке.

20.09.2017