Создание крупнейшего московского сада

Григорий Колчан - бас из Павловского посаду. Шпагоглотатель и фокусник Ариготти, ест горящую паклю и запивает смолой. Ондрюшка и Митродора споют деревенские песни с пляской, Чакрыгин на тальянке будет подыгрывать. «Апельсины, лимоны хороши» споет Лазарев, дискант от Мартынова. На балалайке сыграет Феоктистов. Хор из 18 человек «Русское раздолье» будет петь и плясать». Судя по программе, хозяин «Эсперанса» Колтунов хорошо знал интересы своей публики. «Актеры», как и музыканты, получали копеечное жалованье, но подрабатывали на заказах, делясь с буфетчиком. Сад долго не продержался, его содержатель погиб, разнимая очередную пьяную драку.

И в заключение о создании еще одного крупнейшего московского сада, история которого продолжится в XX веке. Выходец из ярославских крестьян, антрепренер Яков Васильевич Щукин (1859-1925) юные годы провел служкой в Николо-Угрежском монастыре, где занимался садом, цветниками, огородом. После пятилетней рекрутской службы Щукин устроился работать в Москве официантом в «Эрмитаже» у Лентовского, затем, постепенно поднимаясь по «лестнице, ведущей вверх», он - содержатель фруктового буфета и киосков в Зоологическом саду, буфета в театре Г. Парадиза на Б. Никитской, сада на Нижегородской ярмарке и, наконец, арендатор ресторана (кафешантана) «Эльдорадо» в Петровском парке, считавшегося одним из «злачных» мест Москвы. После краха антрепризы Лентовского попробовал сторговаться с Хныковой относительно аренды «Эрмитажа». Однако сойтись в цене не удалось, и Щукин присмотрел для своего будущего сада около четырех гектаров в Каретном ряду - владение некоего К. В. Мошнина. На территории имелся переделанный когда-то из вагонных мастерских театр, в котором подвизались и профессионалы, и любители, но по большей части он пустовал. Был одноэтажный дом самого Мошнина, бараки, слесарные мастерские и пустырь, на который свозились мусор, снег, навоз. Всего восемь больших деревьев украшали эту неухоженную территорию.

28.04.2017