Деревянная патриархальная Москва

Яркий очерк А. Р. Кугеля посвящен Д. А. Полякову, «выходцу из смышленого ярославского населения». Благодаря упорству и коммерческой сметливости он разбогател и пошел «по театральному делу». О его редком добродушии, порядочности, наивности, незлобивости писал и Плещеев. Фигура Полякова придавала «Аркадии» некую «патриархальность». Здесь по вечерам на балконе традиционно сервировался чай, за которым собирались самые разные гости: режиссеры А. А. Яблочкин, опереточный антрепренер И. Я. Сетов, историк М. И. Пыляев, профессор университета Н. М. Безобразов, куплетист Л. И. Градов-Соколов и другие известные актеры. Дважды в год Поляков оставлял свой сад на компаньона и уезжал на Валаам стоять службы, слушать колокольный звон, общаться с монахами.

Но наступающий новый век требовал антрепренеров другого склада. Уже в 1903-1904 годах в прессе появляются сообщения о трудностях с формированием летнего сезона в «Аркадии», о распродаже сценических костюмов. Заплатив все долги, рассчитавшись с актерами, Поляков заканчивал свою жизнь хозяином маленького буфетного столика в консерватории.

В новом столетии невостребованным оказался и самый крупный антрепренер и вьщающийся режиссер и актер М. В. Лентовский, жизнь и деятельность которого связана прежде всего с Москвой.

В отличие от каменной столицы деревянная патриархальная Москва была богата садами. «Взойдите летом на Ивана Великого, - писал М. Н. Загоскин в начале 40-х годов прошлого века, - и вы увидите перед собой не город, а беспредельное зеленое море, усыпанное домами... Исключая середину города, где строения по большей частью сплошное, вы редко встретите дом, при котором не было бы маленького садика... В Москве считается садов публичных шесть, ботанический один, частных 1024 и 15 бульваров».

19.11.2017