Недюжинная изобретательность

В 1848 году, став экономом Заведения минеральных вод, Излер превратил скромную лечебницу в модное место развлечений, куда, по свидетельству хроникеров, «горожане устремлялись толпами». Кроме разного рода павильонов были выстроены концертный зал и открытая эстрада, где играли полковые и бальные оркестры, выступали плясуны, фокусники, давались «живые картины». О небывалом ранее «комплексном разнообразии репертуара» на основании знакомства с афишами и программами в ЦГИА (Санкт-Петербург) пишет Евг. Кузнецов. Опубликованная им программа открытия сезона 20 мая 1853 года сообщает, что в зале играет бальный оркестр под управлением г. Шиндлера; на эстраде оркестр под управлением Иоганна Гунгля; выступают тирольские певцы, соло-флейтист, трио в составе сопрано, тенора и баритона; дуэт на концертино, классические танцовщики с па-де-де и вариациями из балетов, акробаты, демонстрируются «живые картины» в нескольких переменах, работают фокусник-трансформатор, гимнасты и в заключение Аттракцион: труппа арабов-кабилов представляет скачки, игры и соревнования в единоборстве».

По-видимому, от Излера требовалась недюжинная изобретательность, поскольку выбор гастролирующих коллективов был невелик. Тот же, что и в Павловске, оркестр Иоганна Гунгля (в это время там работал его дядя Йозеф), те же тирольские певцы. В программах можно увидеть и хор московских цыган под управлением Ильи Соколова с его знаменитыми солистами, и хоры И. Е. Молчанова, песельников В. Г. Жукова, в середине XIX века выступавшие на эстрадах вокзалов во многих городах средней России. Недорогие билеты - по воскресеньям рубль с персоны, с детей 50 копеек (в будни - вдвое дешевле) - говорят об ориентации на сравнительно широкую публику. Стремясь выйти из круга одних и тех же знакомых номеров, Излер опирается на высоко профессиональных помощников: дирижера К. Н. Лядова и одного из лучших декораторов Ф. К. Вальца - театрального машиниста, умевшего создавать различные зрелищные эффекты.

12.12.2017