Переходный характер русской культуры

Отдельные статьи настоящего труда уже могут быть знакомы читателю по сборнику «У истоков развлекательной культуры России Нового времени», вышедшего в 1996 году и сразу ставшего библиографической редкостью. Большинство статей, касающихся XIX века, публикуется впервые.

Многие исследователи справедливо отмечают переломный, переходный характер русской культуры XVI- XVII веков. Интересно, что зачастую эти ученые исходят из различных оснований, но тем не менее приходят к указанному выводу, что, конечно, повышает степень его достоверности.

Это еще не культура Нового времени (она начнется с Петра I), но уже и не совсем культура средневековая.

Так, Г. Федотов, анализируя проблему русской святости, указывал: «О (ноль) святости в последнюю четверть XVII века - юность Петра - говорит об омертвении русской жизни, душа которой отлетела. На заре своего бытия Древняя Русь предпочла путь святости пути культуры». Начиная с Петра, Русь отдала предпочтение пути культуры, считает Г. Федотов; при этом, однако, в допетровскую эпоху сложился «архетип духовной жизни, ставший идеалом для всех последующих поколений». Соглашаясь в целом с таким выводом, следует все же заметить, что образ святого несет на себе каждый раз новый отпечаток, отпечаток того времени, когда составляется жизнеописание этого святого. Появляются новые трактовки образа, поступков и дел, которые всякий раз отражают новые идеалы и настроения эпохи. Достаточно сравнить «Жития» Сергея Радонежского, составленные: «блаженным списателем жития Сергеева» Епифанием (исторически первое житие Сергия Радонежского); архимандритом Никоном (1904); русским писателем-эмигрантом Б. Зайцевым (1924).

Переходный характер эпохи XVI-XVII веков в России отмечает и А. М. Панченко. Семнадцатый век - это «бунташный век»: «Происходила замена веры культурой, обихода - «утехой», обряда - зрелищем, «прохладой», развлечением».

19.11.2017