История музыкального Павловска

В любую погоду публика охотно посещала музыкальные вечера, которые по образцу Павловска стали проходить в увеселительном саду дачного поселка Озерки и особенно успешно в Сестрорецком курзале (в начале нового столетия он серьезно конкурировал с Павловским вокзалом). Корреспондент журнала «Театр и искусство», сообщая об открытии летнего сезона, замечает, что дирижер в Павловске г. Хессин - «просто приятный», уступает дирижеру Сестрорецкого курзала г. Суку - «приятному во всех отношениях».

Богатая событиями и именами история музыкального Павловска - отдельная тема, лишь косвенно, в начальном «садовом» периоде, связанная с темой нашего исследования. Подобные загородные систематически работающие музыкальные залы в середине прошлого века имела только столица, что составляло предмет зависти конкурирующей с ней Москвы. Впрочем, столица опережала Москву и по легким жанрам. Они получили развитие в другом модном загородном вокзале, возникшем одновременно с Павловским, - Заведении искусственных минеральных вод (1834-1876), недалеко от Петербурга, в Новой Деревне у Черной речки (ныне - Приморский проспект).

В 30-е годы прошлого века в саду на берегу Большой Невки на месте дачи графов Строгановых работала лечебница с минеральными источниками. Для развлечения публики был создан «вокзал», где два раза в неделю по вечерам играл оркестр, среди дирижеров был и работавший в Павловске И. Герман. Слушатели, не выходя из экипажей, дефилировали вокруг эстрады. Иногда проводились балы. Годы расцвета Заведения Минеральных вод, именовавшихся в просторечии «минерашками», пришлись на период руководства Ивана Ивановича Излера (1811- 1877), «основателя общественных развлечений», как он себя именовал. Подобно многим предпринимателям в сфере развлечения, «любимец петербургской публики» Излер начинал гарсоном, впоследствии хозяином кафе Амбиеля на Невском; «в течение 25 лет он держал в руках судьбы летних сезонов и надолго обессмертил свое имя среди развлекающихся петербуржцев».

20.09.2017