Вокзалы, или воксалы

Они отражали все более усиливавшийся разрыв между рутинным трудом и досугом, приспосабливаемым к ритмам городской жизни: посещаемость была всегда наивысшей в дни праздников и по воскресеньям, когда закрывались заводы, мастерские и магазины. Досуг становился для рабочих новой формой самовыражения вне рабочего места и определял их положение в обществе. Рабочие, культивировавшие респектабельность, посещали театральные представления и учились новым танцам, в то время как другие, «сознательные» рабочие, стремящиеся к социалистическому идеалу, отвергали как традиционные (пьянство), так и коммерческие массовые развлечения. Они посещали вечерние курсы или ходили на экскурсии в музей. Новые развлечения, ставшие частью городской жизни, давали возможность потребителям, мужчинам и женщинам, особенно молодым, в отличие от мужской культуры трактиров, проводить свой досуг вместе. Они также давали возможность рабочим хотя бы на несколько часов перестать ощущать свое подчиненное социальное положение и стать равными с другими сословиями, одеть модную одежду и освободиться от патриархальных ограничений. Новые формы городского досуга были признаками продолжающегося упадка традиционной сельской культуры и все большего вхождения рабочих в городскую жизнь. Эти процессы разрушали как старые, но еще сильные популистские идеи о чистоте русского народа, так и современные социалистические мечты о пролетарской революции.

Вокзалы, или воксалы, впервые появились в Англии в середине XVIII века: в местечке Vauxhall возле Лондона был разбит сад для вечерних гуляний, где давались концерты, театральные представления и другие развлечения. Заимствуя чужеземное новшество, первые воксалы (по Далю - «сборная палата, зала на гульбище, на сходбище, где обычно бывает музыка») были открыты в Петербурге к концу XVIII века, несколько позднее они появились в Москве.

26.06.2017