Коммерческая массовая культура

Несмотря на то, что некоторые современники, такие как Александр Блок, с симпатией относились к начинаниям новой массовой культуры, большинство разделяло взгляды Корнея Чуковского, называвшего ее культурой «для всадников без головы».

Убеждение, что коммерческая массовая культура разлагала русский народ и разрушала традиционную мораль и ценности, было распространенным в России (как и в Европе) и обнажало глубокие конфликты в культурной жизни. Интеллигенция опасалась, что ее авторитету определять, что является настоящим искусством, достойным для образования «простого народа», угрожает коммерческий рынок. Рабочие-интеллигенты, со своей стороны, боялись, что засилие массовой культуры не позволит им подняться на более высокой интеллектуальный уровень и выйти из подчиненного положения.

Индустриализация, быстрая урбанизация и рост массового рынка имели одинаковое влияние на культуру рабочего класса России, Европы и Северной Америки. Возросшее разнообразие коммерческих развлекательных форм досуга, таких как бульварные газеты, дешевые развлекательные книги, театры, эстрада, кино, граммофон, стали доступными для рабочих России перед Первой мировой войной, наряду с традиционными формами проведения досуга на рабочем месте и в трактирах. Как в Европе, так и в Северной Америке, рост развлекательной индустрии вызвал страх и оппозицию среди социальной и культурной элиты, пытавшейся бороться с рынком и «защитить» народ с помощью нравоучительных народных театров, народных университетов и дешевых изданий поучительных книг, таких как «Посредник» и «Народная библиотека». Социалисты и рабочие, стремящиеся к культурности, также отвергали коммерческую культурную продукцию и пытались создать альтернативную рабочую культуру через культурно-просветительские общества, клубы, образовательные экскурсии и рабочие театры, но они не достигли тех результатов в создании хорошо развитой сети культурных учреждений, которые характеризовали социал-демократическое движение в Германии.

14.12.2017