Городская культура в России

С 1914 года праздники и народные гулянья исчезли с площадей Москвы и Санкт-Петербурга. Государственные и местные власти активно способствовали их исчезновению. Гулянья в Санкт-Петербурге в 1898 году были перенесены с Марсова поля на Семеновский плац, а в Москве в 1911 году - с Девичьего поля за Пречистинскую заставу. Но упадок народных гуляний и балаганов также отразил и изменения во вкусах народной публики, имевшей возможность выбора разнообразных развлечений, предложенных не только полудидактическими фабричными и народными театрами и гуляньями, но также всевозрастающим количеством чисто коммерческих развлечений: увеселительными садами, зоопарками, цирками, кинематографом, граммофонными пластинками, профессиональной борьбой, дивертисментной и кафешантанной эстрадой, театрами миниатюр, бульварными газетами и развлекательной (лубочной) литературой.

Городская культура в России развивалась по тому же пути, что в Европе и Северной Америке. Увеселительные сады, которые начали появляться в 1860-х годах, напоминали английский music-hall или французский cafes-chan-tants. Они привлекали публику всех классов и сословий, включая к концу XIX века и рабочий класс, разнообразными пьесами, дивертисментами, акробатами, пением, танцами и фокусами. Возросший уровень грамотности рабочего класса и увеличивающееся число читателей привели к рассвету печатной лубочной литературы и «Газеты-копейки», издававшихся Иваном Сытиным и Михаилом Городецким.

Кинематограф, появившийся в начале XX века, быстро становится самым демократическим городским развлечением, часто в сочетании с дивертисментами и одноактными пьесами уличных театров миниатюр, которые росли, как грибы, в российских городах в период Первой мировой войны. Развитие городской коммерческой развлекательной культуры, обслуживавшей низшие слои населения, из-за революции не достигло того уровня, на который она поднялась в Европе и Северной Америке, хотя и было одним из важнейших культурных достижений последних лет царской России.

19.11.2017