Драматургия всего сборника

Основной массив статей сборника охватывает период, когда складывался новый обиход российского государства, на почве которого рождались и закреплялись новые формы развлекательной культуры. Часть из них заимствовалась из Западной Европы, претерпев большие или меньшие изменения, часть представляла результат превращения традиционных для России обычаев. Заимствуемые и модифицированные традиционные формы часто входили в противоречие с устоявшейся ценностно-нормативной системой общества, способствовали ее модернизации и, в свою очередь, изменялись под ее давлением. Анализ официального отношения к развлечениям поэтому также представлялось необходимым ввести в контекст сборника. Эту задачу выполняет открывающая его статья А. М. Яковлевой, хронологически затрагивающая более ранний период - XVI- XVII века. С ней корреспондирует статья Л. И. Бурдиян, показывающая на материалах церковной периодики второй половины XIX века отношение к развлечению некоторых течений ортодоксальной православной церкви. Названные две статьи пунктирно обрисовывают направление развития официальных догматов ценностно-нормативной системы России. Основной материал сборника содержит описание и анализ наиболее значимых областей развлекательной культуры прошедших двух столетий, в том числе, лежащих за традиционными границами искусства, - балов, кружков, игр, различных зрелищ, в частности, пожаров. Завершается том статьей Е. В. Дукова, в которой с культурно-исторической точки зрения рассматриваются общие характерные черты российских развлечений.

Драматургия всего сборника опирается на хронологический принцип, позволяющий прочертить движение от государственной праздничности начала XVIII века к новым формам развлекательной культуры, проникающим со временем и в частный быт, и в публичное пространство.

29.04.2017