Фабричные театры, народные дома

Перелистывая журналы того времени, такие как «Театр и искусство», видно, что театры Народных домов с большим успехом ставили различные патриотические и исторические пьесы, мелодрамы и фарсы, а также принесли оперу и классику русской и европейской драматургии в зрительскую аудиторию рабочего класса по доступной цене. Что разочаровало образованных современников, так это то, что театры не стали храмами демократической элитарной культуры, но вместо этого продолжали следовать традициям балаганов, восхищавших многие поколения городских зрителей представлениями, которые не образовывали, а развлекали. Связь с балаганом отражалась в спектаклях Алексея Алексеева-Яковлева, известного режиссера Народного дома Николая II, который после Октябрьской революции стал служить новой власти. «Театры трезвости» были перекрестком «высокой» и «низкой» культуры, где такие серьезные жанры, как драма, соревновались с различного рода аттракционами, играми, плясками, выступлениями акробатов и фокусников, а также дивертисментами. Некоторые современники даже видели в них зарождение городской демократической культуры, где сходились все классы и сословия в поисках развлечений.

Фабричные театры, народные дома не имели того воздействия на рабочий класс, на которое рассчитывали его организаторы. Зрители часто напивались перед началом представлений или приносили с собой водку в театры, как на гулянья. Рабочая аудитория иногда неожиданным образом реагировала во время представлений драматических спектаклей и оперы, смеялась не вовремя, или, например, находила сцену дуэли в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского гораздо более интересной, чем знаменитую арию Ленского, которая ей предшествовала. Но народные театры и гулянья все-таки значительно изменили характер развлекательной культуры двух самых крупных российских городов, где впервые дешевые увеселения стали доступны низшим слоям городских жителей.

20.10.2017