Попытки Попечительств

В конце 1890-х годов государство присоединилось к промышленникам в организации «разумных развлечений» через Попечительства о народной трезвости, которые были созданы под контролем Министерства финансов вместе с установлением монополии государства на продажу алкоголя. Попечительства в Петербурге и Москве тратили огромные суммы денег на устроение театров и увеселительных садов, где драма, опера и балет были представлены миллионам зрителей. Народный дом императора Николая II, открытый в Петербурге Попечительством о народной трезвости в 1900 году, был самым большим культурным центром в Российской империи. В нем имелась столовая и чайная, библиотека и театр на 3000 мест. Хотя государство было главным организатором «разумных развлечений», гражданское общество России также принимало в этом участие: Московская городская Дума, Московское общество народных университетов и графиня Софья Панина открывали Народные дома с театрами и другими культурными развлечениями. Развитие Народных домов и театров в России можно сравнивать с похожим феноменом в Восточной Европе. В конце XIX-начале XX века «Peoples Places», «Maisons du Peuple» и народные театры были основаны в Лондоне, Брюсселе, Париже, Берлине и Вене. Но в отличие от Западной Европы правительство России оказывало большую финансовую поддержку и прилагало больше усилий для развития культуры в массах.

Попытки Попечительств организовать развлечения для народа часто критиковались либералами и социалистической интеллигенцией как «дикие и беспринципнью забавы». Этот нравоучительный взгляд на культуру разделялся и частью рабочих, стремившихся к респектабельности. Такое отношение легко понять, так как российская интеллигенция отрицала практически любые инициативы самодержавного государства. Этот взгляд имел место и в советской историографии, но больше основывался на идеологии, чем на фактах и исторической правде.

19.08.2017