Праздники и дни зарплаты

В 1880-х годах Абрам Лейферт и Алексей Алексеев-Яковлев в своих балаганах начали постановки адаптированной «классики» Пушкина, Островского и Некрасова. Они нравоучительно назвали их «Развлечение и польза», что отражало стремление образованной части общества посредством театра нести культуру в массы.

Хотя в мемуарах А. Бенуа слышны ностальгические нотки по исчезнувшим балаганам, хотя они были опоэтизированы в модернистском «Балаганчике» и «Петрушке», в конце XIX века балаганы широко критиковались образованной частью общества за вульгарность и бессмысленность развлекательного репертуара, оказывающего вредное влияние на народ. Нападки на балаганы были частью набиравшего силу в конце XIX века движения за изменение форм развлечений рабочего класса.

Праздники и дни зарплаты с тяжелым пьянством, а иногда и насилием вызывали беспокойство владельцев заводов, которые боялись их разрушительного влияния. К тому же такие праздники отражались на производительности труда. С середины 1880-х годов санкт-петербургские промышленники начали стараться контролировать проведение досуга рабочими, организуя для них «разумные развлечения». То же мы встречаем ранее у английских реформаторов культуры рабочего класса. Термин «разумные развлечения» сам по себе является переводом с английского «rational recreations». Эти «разумные развлечения» включали образовательные лекции, теневые картинки, дивертисменты, выступления рассказчиков, куплетистов и представление пьес. К концу XIX века народные гулянья и театральные представления стали обычным явлением в жизни Санкт-Петербурга и Москвы. Пытаясь привить своим рабочим принципы трезвой жизни, промышленники надеялись снизить пьянство и, как следствие, укрепить производственную дисциплину и повысить производительность труда.

28.04.2017