Народные гулянья на Марсовом поле

Они давали представления на той же сцене, где любители из интеллигенции иногда ставили литературные пьесы для рабочих. Их игра была обрядовой и стилизованной, соединяя различную условную технику, и не носила следа профессионального влияния. Актеры, по всей вероятности, исключительно мужчины, играли в своей повседневной одежде, с добавлением нескольких аксессуаров, сделанных из бумаги или лыковой рогожи. Как и другие крупные механизированные текстильные фабрики, фабрика Цинделя нанимала сотни неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих, большинство из которых были выходцами из деревни. Отсюда знакомство многих рабочих с «Царем Максимилианом».

Народные гулянья на Марсовом поле в Санкт-Петербурге и на Девичьем поле в Москве до конца XIX века оставались главной формой коммерческого развлечения, наиболее доступной рабочим. Происходившие на Святки, Масленицу и Пасху народные гулянья были праздниками, привлекавшими городских жителей всех классов и сословий на ледяные горки, качели, карусели, райки и тиры, кукольные представления Петрушки и балаганы. Рабочие, домашняя прислуга, мужики, офицеры и купцы - все встречались на гуляньях, которые были одним из немногих общественных мест в больших городах России. Содержащиеся антрепренерами, старавшимися превзойти один другого в привлечении публики, праздничные балаганы и кукольные театры были подлинно народными театрами в Санкт-Петербурге и в Москве. К последней четверти XIX века балаганные представления стали особенно дорогостоящими, сродни представлениям, популярным в Викторианской Англии в тот же период. В представлении «Русский герой в Севастополе» на сцене участвовало 300 человек и 20 лошадей, со сценами сражений, взрывами и пожарами, турецкими танцовщицами и апофеозом, всего в 5 действиях и 10 картинах.

26.05.2017