Бесполезное времяпрепровождение

Социалисты видели в ней пустое, бесполезное времяпрепровождение, отвлекающее рабочих от классовой борьбы. Для интеллигенции массовая культура была низшей культурой, служившей заменой «подлинной культуре», которая, как они считали, позволяла преодолеть классовые барьеры и объединить все слои в единое общество. Английские реформаторы, социалисты и муниципальные власти, впрочем, все без особого успеха, пытались бороться с якобы пагубным влиянием коммерческих массовых развлечений, подменяя их «разумными развлечениями», такими как публичные лекции, вечерние курсы, образовательные экскурсии и рабочие клубы. Французские интеллектуалы Морис Поттеше и Ромен Роллан стремились создать «народный театр», который сделал бы элитарную культуру доступной массам. Но эти попытки потерпели неудачу в соревновании с потребительской, ориентированной на рынок, массовой культурой. Борьба против коммерческих развлечений была более успешной в Германии, где перед Первой мировой войной социал-демократическая партия смогла создать процветающую «альтернативную культуру» для рабочего класса, формировавшуюся вокруг клубов, спортивных, драматических и хоровых обществ.

Коммерциализация развлечений рабочего класса была не нова. Пабы, кафе и театры всегда были коммерческими предприятиями, которые играли важную роль в проведении досуга рабочими, по крайней мере с начала XIX века. Что было новым, так это разнообразие развлечений, появившихся на рынке на рубеже веков, и увеличивающееся свободное время по отношению к рабочему. Но все же индустрия развлечений не смогла полностью заменить традиционные формы проведения досуга и общения рабочего класса, связанные с употреблением алкоголя, как на рабочем месте, так и в трактире. Например, обычай, по которому новичок должен был ставить выпивку своим напарникам, продолжал существовать параллельно с новыми формами проведения досуга, не связанными с работой.

26.06.2017