Влияние индустриализации

В конце XIX века зародились новые отношения между рабочими и возникшей массовой культурой - рабочие превратились в потребителей продукции все более разрастающейся, коммерческой развлекательной индустрии. Растущие заработки квалифицированных рабочих, сокращение рабочего дня, увеличение часов досуга и развитие капиталистических отношений на рынке развлечений были предпосылками для развития массовой городской развлекательной культуры, формировавшейся вокруг мюзик-холлов, кафе-шантанов, кинематографа, танцевальных залов и профессиональных видов спорта.

Влияние индустриализации, урбанизации и рынка на культуру рабочего класса являлось предметом пристального внимания историков Великобритании, Западной Европы и Северной Америки. Одни исследователи утверждают, что в течение XIX века способы рекреации рабочих стали приближаться к формам проведения свободного времени имущего класса, отражая изменения в обществе, в котором досугу стало уделяться возрастающее внимание, поскольку он давал больше возможностей для самовыражения, чем работа. Другие усматривают в засилье коммерческих развлечений пример консервативной и пассивной «культуры утешения» рабочего класса, которая уводила их от тягот повседневной жизни. Третьи отвергают мысль о пассивности рабочего-потребителя и подчеркивают его активную роль в выборе и оценке продуктов массовой развлекательной культуры. Очевидно одно: продукция индустрии развлечений, рассчитанная на потребителей из всех слоев общества, содержала элементы социального примирения, одновременно бросая вызов существующему социальному порядку.

Возрастающая коммерциализация досуга, отвечающего вкусам рабочих, в конце XIX-начале XX века сопровождалась горячими дебатами о массовой культуре и ее роли в жизни рабочего класса. Критика коммерческой массовой культуры хорошо известна.

25.06.2017