Целостное сюжетное единство

Уже этот пример свидетельствует о необходимости просто археологических раскопок в понимании балагана как культурного явления. Применительно к балагану мы имеем дело не исключительно с теми типами развертывания сюжета, которые связаны с линейным и последовательным воспроизведением событий, а с теми, в которых сюжет в его линейных формах вообще еще как бы не успел появиться. Потому балаганные произведения представляют несюжетный тип организации текста, для которого характерен прежде всего мифологический уровень. Активность мифологического уровня тем выше, чем менее выражен в тексте сюжет. Такая активность проявляется в специфическом восприятии вещей, предметов и явлений, свободном от их вплетенности в некое целостное сюжетное единство. Иначе говоря, балаган в таком понимании представляет демонстрацию или показ каких-то явлений или предметов, причем постоянно возобновляемый в одно и то же время года. Как особый культурный текст, балаган не упраздняется и на поздних этапах истории. Однако в нем по-прежнему актуализируется иной - циклический, а не линейный тип времени. Но именно характерный для балагана тип времени и является временем мифологическим. Его природа связана с исключением самоценности настоящего времени, столь значимого для поздних литературных эпох и с воспроизведением в настоящем сакрального или прошлого времени.

Если принимать во внимание это обстоятельство, то балаган представляет собой достаточно древнюю систему, предшествующую поздним системам организации текстов. Это не означает, что с развитием литературы как формы принципиально новой организации текстов система организации текстов, характерная для балагана, исчезает. Совсем наоборот, она продолжает существовать одновременно со стадиально более поздними системами, доживая до XIX века, когда она функционирует в форме балагана. Однако эта система существует не только в своих традиционных формах. Развитие в XX веке таких видов искусства, как цирк и эстрада, свидетельствует о том, что такая система организации текстов выживает и в эпоху средств массовой коммуникации.

22.09.2017