Масленица как специфический текст

Но если в этом аспекте рассматривать праздник, то здесь запреты снимаются со всех участников, поскольку все они, следуя образцу, заданному предками, заново творят космос.

Если рассмотреть масленицу как специфический текст, то нельзя не заметить, что такая амбивалентность ей также свойственна. В самом деле, когда говорится, что она - самый разгульный праздник у славян, то под этим подразумевается и активное эротическое содержание. Это очевидно уже по обрядовому катанию с гор, когда девушка в санях садилась парню на колени, а также потому, что такое катание предполагало поцелуи. При этом такая эротика, несомненно, имела тоже космический смысл, и чем она был откровеннее, тем больше в ней представлялось магического содержания. В данном случае человеческая эротика выражала активность человека по отношению к природе и космосу, поскольку она магически действовала на плодоносящую стихию земли, на будущий урожай. Показательно в этой связи, что, например, обработка земли и ее засевание в соответствии с мифологическими представлениями связывались с половым актом и оплодотворением земли. Поэтому, скажем, сев считался исключительно мужским делом, причем он осуществлялся обнаженными мужчинами. Не случайно представители психоанализа интерпретируют пахоту в сновидениях как символ полового акта.

Приведенные соображения дают возможность вернуться к гипотезе о том, почему в комплексе масленичных обрядов на Руси отсутствует мотив воскресения в его непосредственной форме. Все дело в том, что предполагаемый и готовящийся обрядовый катарсис направлен, в данном случае, земледельцем не на сам обряд, а на космос. Иначе говоря, земледелец понимал жертвоприношение хотя и символически, но в то же время практически-утилитарно. Земля, как Божество, растерзанное людьми, воскресает в расцвете растительной и животной стихии, в обильном урожае. Но чтобы эту рождающую щедрость земли обеспечить, необходимо было применить самые разнообразные средства, в том числе вызвать к жизни обычно в повседневной жизни запрещаемую эротику. Ослабление ограничений эротической стихии, напряжения, связанного с накоплением либидо, в праздничные дни получает сакральное оправдание, конструктивную мотивировку.

27.04.2017