Последовательность ритуалов

Первоначально праздники представляли собой последовательность ритуалов, воспроизводящих первый день творения космоса. Содержание лежащих в их основе мифов, повествующих о деяниях предков и культурных героев, было связано с первоначалом, с возникновением космоса. Поэтому всякий праздник оказывался новым его воссозданием, преодолением хаоса и восстановлением в нем равновесия, что и отражено в праздничных ритуалах.

Однако это лишь одна сторона праздника. Другая сторона его связана с тем, что акцентировал психоанализ. Видимо, всякий не только художественный, но и обрядовый текст, с одной стороны, способствует вытеснению влечений в бессознательное человека, а с другой, приоткрывает клапан для частичного их выхода в сознание, их прорыва в каких-то образах фантазии и даже обрядовых действиях. Правда, как полагают представители психоанализа, обычно такие тексты зашифровывают в символах выход влечений эротического характера. Мифологические, обрядовые и вообще фольклорные тексты могут расшифровываться по типу толкования сновидений, которые, по мысли. Фрейда, позволяют выявить структуры бессознательного. С точки зрения его школы, потребность в создании и рассказывании мифов возникает вместе с отказом от принципа удовольствия и с подавлением влечений, а также в связи с возникающей необходимостью компенсировать их фантазией. Таким образом, миф в его праздничных (в том числе и масленичной) формах воспроизведения - результат вытеснения либидо, то есть эротической энергии. Но в том-то и дело, что либидо можно вытеснить лишь частично как из самой жизни, так и из мифа. Последний в силу своей связи с фантазией, бессознательным снимает остроту, связанную с вытеснением. Вытесненные желания все же допускаются и после самого вытеснения, но лишь в форме мифа.

Согласно психоанализу, миф возникает как возмещение отрицательных влечений и их проекция на богов и героев, которым разрешается то, что запрещено людям.

19.08.2017