Символ нарождающегося солнца

Гора в рамках этой символики - символ нарождающегося солнца, весны и, соответственно, новой жизни. Любопытно, что соотносимое с солярными представлениями катание с гор в некоторых местностях сопровождалось драками, приобретавшими групповой характер: парни одной деревни вступали в единоборство с парнями из другой. Однако то, что исследователь может называть ссорой или дракой, на самом деле может означать остаток древнейшего обряда, отображавшего схватку между зимой и весной, что соответствует космологической картине мира. Тот же исследователь отмечал, что в прошлом в Сибири во время масленицы существовал обычай брать приступом городки. На берегу реки или на площади устраивалась из снега и льда крепость. Участники игры делились на две партии - осаждавших и осаждаемых. Первые верхом на лошадях стремились ворваться в крепость, другие, вооруженные палками, их не пускали. После окончания игры устраивалась попойка. И эта игра является поздней театрализованной формой воспроизведения космологической картины мира, лишенной, правда, в XIX веке своих сакральных символов. Между тем можно допустить, что в своих сакральных формах такое противостояние предполагало и жертвоприношение, без которого, согласно верованиям, не смогла бы наступить весна.

В более поздний период к масленичным обрядам присоединяется катание на лошадях, которое стало ассоциироваться с масленичными гуляньями и самой масленицей. Интересно заметить, что первоначально этот обряд возникает в городе, в котором, как известно, традиционные обряды приобретают яркую зрелищность и утрачивают первоначальный сакральный смысл, превращаясь в настоящее театрализованное представление, в игру. Только укрепившись и развившись в городах, он начинает распространяться в сельской местности. Не потеряв своей исконной связи с поощрением вступивших в брак, он несет на себе след все более заметно заявляющего о себе в обществе купечества с характерной для него тенденцией к демонстрации богатства украшений на конях и санях.

29.04.2017