Масленица как самый веселый праздник на Руси

И балаган также стали соотносить исключительно с весельем и разгулом, но не с плачем и тризной. Сама площадь, как тип пространственной организации, восходит к архетипам небесного круга. Многое из того, что происходило на площади, было связано с этой геометрической формой: амфитеатр, выступления гимнастов, акробатов, позже - цирк.

Д. Фрезер собрал множество примеров, свидетельствующих о том, что столкновение между увяданием сил природы в зимнее время и их бурным возрождением весной предстает в формах драматического состязания сторон, вступающих друг с другом в ритуальные битвы. Симптоматично с этой точки зрения, что одним из главных увеселений во время масленицы были борьба и кулачные бои, что, в частности, запечатлено на лубочных картинках. При этом культивировались разные формы борьбы, но прежде всего индивидуальной. Была «борьба в схватку», «охотничья борьба», известна также борьба под названием «Московская игра». Кроме индивидуальных форм, были и коллективные. Например, «Бой на кулачках», иногда с применением кистеня, камня, ядра и даже ножа, что подчас приводило к смертельному исходу. Но начинались они поединком между двумя бойцами, и только после этого в бой вступали все, «стенка на стенку».

Несомненно, что масленица как самый веселый праздник на Руси предполагала ритуальное уничтожение «старого мира», что соотносилось, например, с обрядом «убивания стариков». Нас интересует гораздо более поздний период, когда идея смерти космоса предстает в виде умирания божества. Однако в связи с масленицей возникает парадоксальная ситуация. Как отмечал В. Пропп, славянские праздники и, прежде всего масленица, воспроизводят лишь один эпизод из ритуальной драмы о жизни божества - эпизод собственно умирания и умерщвления, который и оказывается финальным: чучело масленицы разрывают, топят, разбрасывают, чем и заканчивается праздник. Поскольку масленица - не фигура божественного пантеона, то ее забывают до следующего праздника, чтобы повторить все с начала.

24.07.2017