Городские масленичные гулянья XIX века

Однако почему, собственно, центральная площадь города претендует на сакральную значимость? В силу чего это пространство сакрализуется? Здесь и возникает одна из важных проблем для понимания культурной семантики балагана. Все, что происходит на главной площади города, способствует сакрализации этого пространства. Речь идет о ежегодно возобновляемом жертвоприношении, столь необходимом для обновления космоса. Если не иметь в виду этого центрального мотива праздника, многое окажется попросту непонятным. Пространство города оказывается сакральным в силу того, что здесь происходит, пусть в символических и аллегорических формах, умерщвление божества. Причем происходит оно не на фоне всеобщего плача и скорби, а необычайного веселья и разгула. Здесь и проявляется амбивалентность балагана. Безудержное веселье и крайний разгул происходят на месте некогда совершавшихся жертвоприношений, причем веселье ассоциируется с рождением и жизнью, являющимися оборотной стороной смерти.

Городские масленичные гулянья XIX века, утерявшие обряд жертвоприношения - центральный смысловой элемент, сохранили лишь вторую часть: наступление всеобщей радости по поводу его воскресения. В городах сама атмосфера радости и разгула, не опирающаяся на воспроизведение традиционной аграрной мистерии с непременным сжиганием чучела, отражает символический смысл жертвоприношения. И это не удивительно, ведь город соотносится с загробным миром, в котором были разрешены все противоречия, связанные для простого смертного с изобилием, плодородием, бессмертием, свободой и беззаботным весельем. В центре города всегда храм - «хорома», жилище, сложенное в честь божества. Функционально, в дохристианские времена - это место жертвоприношения, т. е. разрывания и съедания тотема коллективом людей, ему сопричастных. Таким образом, храм возникает на месте умерщвления, могилы, гробницы Первоначально могила и площадка для ритуальных представлений и состязаний находились в одном месте. Со временем эта площадка трансформировалась в праздничную площадь. Связь праздничного пространства с жертвоприношением постепенно забывалась.

22.07.2017