Мотив жертвоприношения в истории цивилизации

С Леманом, владельцем одного из крупных петербургских балаганов, связан еще один важный для данной статьи момент - утверждение в российских балаганах жанра арлекиниады, заимствованного из западных низовых театров. В сюжете этой пантомимы обращает на себя внимание космологический мотив: в ней воспроизводится расчленение на части и оживление разрубленного Арлекина. Для показа этого акта в балагане потребовалась специальная техника. Причем, как утверждает Н. Зоркая, именно этот эпизод пантомимы пользовался наибольшей популярностью у публики. Описывая эту сцену, исследователь отмечает: «Видно было, как тело распадалось на отдельные члены, как откатывалась отсеченная голова с застывшей улыбкой, а далее к туловищу приставлялись одна за другой руки, ноги, голова, Арлекин хлопал себя по бедрам и радостно вскакивал». Подобные действия воспроизводят все элементы магического ритуала, в котором первоначально имел место процесс разрубания тела. Постепенно эти обряды приобретали символический смысл. Известные мистерии, связанные с Осирисом, Адонисом и Дионисом, представляют растерзание божеств и их воскресение. Подобный мотив разрубания и воскресения можно встретить и в сказке.

В разных культурах считалось, что человек, прошедший обряд посвящения, связанный с жертвой, становился более совершенным, и только посвященные могут наслаждаться, блаженствовать. Важно, однако, заметить и другое: умирание божества или героя - это метафора умирания космоса, это всегда космологический мотив. Последний продолжает жить, в том числе в арлекиниаде, пришедшей в Россию с Запада в начале XIX века и предложившей новую форму существования мифологической традиции.

Затрагивая мотив жертвоприношения в истории цивилизации, мы оказываемся перед необходимостью реконструкции мифологических представлений о пространстве. Балаганы возводятся на центральной площади городов, в том пространстве, которое отделяется от остального по принципу оппозиции «профанное - сакральное». В самом деле, центральная площадь города является сакральным местом, репрезентативным по отношению к городу вообще.

19.11.2017