Славянские масленичные ритуалы

В. Пропп обратил внимание на то, что умирание и воскресение земледельческих божеств предвосхищает христианский культ. Сравнивая аграрные культы в честь умирающего и воскрешающего Адониса и обряды, связанные с Христом, Д. Фрезер приходит к выводу, что церкви удалось привить ростки новой веры старому языческому дереву. Даже хронологически пасхальные торжества в честь смерти и воскресения Христа совпадают с праздником, посвященным Адонису. Не случайно изображение скорбящей богоматери с телом мертвого спасителя на коленях напомнило ему созданный греческими скульпторами образ скорбной богини, держащей на руках своего умирающего возлюбленного. В. Иванов, в свою очередь, отмечал, что страсти по Дионису во многом совпадают со страстями по Христу. Обрядам умерщвления божества, однако, предшествуют тотемистические обряды, совершаемые по отношению к животному. Они воспроизводят настоящее умерщвление и растерзание его людьми. Ритуал сакрализует самую настоящую жестокость. Она знакома по ритуальному растерзанию Диониса, послужившего архетипом для героев античной трагедии.

В славянских масленичных ритуалах идея растерзания не доходит до тех совершенных эстетических форм, которые дала культура античности, а как бы застывает, консервируясь на архаических стадиях, сохраняющих свое значение вплоть до XX века. Об архаичности свидетельствует многозначность трактовки самой фигуры масленицы, которая в разных местностях изображалась то в виде мужчины, то в виде женщины, то просто разодетым в тряпье снопом, лишенным сексуальных признаков. Подобные изображения можно соотнести с архаическими представлениями о космической стихии, стихии смерти, подземного мира, олицетворенного в образе зимы, которая должна быть умерщвлена людьми. Идея жертвоприношения рождена не земледельческой культурой. Она уже характеризует тотемистические культуры, в которых ритуальное животное - объект поклонения - убивалось и съедалось. Земледельческие цивилизации как бы «отредактировали» ее, заместив ритуальное животное человеко-богом, но сохранив сакральные смыслы, связанные с животным.

24.07.2017