Специфические ценности систем,

Представления человека об основах бытия в тот период опирались на принцип цикличности, повторяемости. Он воспроизводился в поведении людей, их ритуалах и обрядах. Наша гипотеза состоит в том, что дошедшее до начала XX века и не очень точно обозначенное как «народное искусство» или «народная культура» представляет собой одну из специфических ценностных систем, зародившуюся в период перехода к оседлости, связанному с культурой земледелия. Историки относят этот период к эпохе неолита. Тогда и возникли обряды, которые имели своей целью воздействие на космические стихии и которые закрепились в системах ритуалов, воспроизводившихся в праздничное время. Эти ритуалы воспроизводили жизнь космоса, и в частности столкновение космоса с хаосом как определяющее начало в циклическом понимании бытия. Древние считали, что космос не только рождается, но и умирает, что он не только побеждает хаос, но на какое-то время сам оказывается побежденным. Смена лета с его сытостью, изобилием, беззаботностью и вообще жизнью зимой с характерным мраком, голодом, смертью была одной из основ таких представлений. Древний человек имитировал умирание и воскресение Космоса, прибегая первоначально к фигурам, предшествующим божествам, а позже - к самим божествам, смерть и воскресение которых воспроизводились в ритуалах с целью воздействия на природу. Как показал В. Пропп, своим смысловым центром многие праздники имеют подобное умирание (а, точнее, умерщвление) и воскресение божества. О. Фрейденберг также поддерживает мысль о том, что в земледельческих культурах образ смерти приобретает господствующее значение. Но смерть воспринимается здесь как смерть земли и в земле, что должно иметь последствия в виде плодородия, жизни, рождения.

22.10.2017