Балаганное повествование и злободневность

Одна из патриотических пантомим показывала турецкого пашу со свитой на берегу Босфора, бивак русских солдат на берегу Дуная, взятие русскими турецкой крепости, победу русской армии. Как и в лубке, в балаганном представлении каждое событие разворачивалось в нескольких картинах. Упомянутая военная пантомима, например, состояла из четырех картин. Подобный лубочно-балаганный принцип реконструкции исторического события позже возьмет на вооружение кино.

С точки зрения отношения балаганного повествования и злободневности интересно рассмотреть раек, через стекло которого можно было смотреть на двигающиеся изображения городов, известных событий, портреты великих людей. Раек - форма показа, связанная с историей и историческим временем. Однако раек связан не только со сменяющимися изображениями - этим прообразом кино, но и с комментариями к ним раешника, являвшимися импровизированной фольклорной речью. Изображения, демонстрировавшиеся в райке, представляли собой лубочные картинки. На них могли воспроизводиться сюжеты, взятые из свежих газет, например, взятие крепостей Минихом, Румянцевым, Суворовым, отступление Наполеона и т. д. Могли в них воспроизводиться также сенсационные новости, детали городского быта. Видовые сюжеты со временем вытеснялись бытовыми. Как свидетельствует исследователь, потешная панорама играла роль устной народной газеты, а предметом обозрения в райке были текущие события. Так, в ответ на правительственное постановление о введении государственной монополии на продажу водки раешник сообщал зрителям:

«А вот идет к нам, братцы, скоро винная монополия. Не видать больше водочным торговцам и кабатчикам своего раздолья.

У иного денежки наживать есть большой аппетит, а изволь продавать водку, как казна велит».

26.04.2017