Возникновение новой парадигмы

Сто лет назад, воспроизводя ритуалы праздника и наслаждаясь его атмосферой, наши предшественники уже не все понимали во многих своих праздничных действиях, но еще помнили, что необходимо для поддержания праздничной ауры, еще «купались» в атмосфере совместного радостного праздничного действа. Мы уже не помним. Космический мировой порядок существует вне нас, а мы чаще всего просто не задумываемся о его существовании. Опустошенные, «случайные» в этом мире, мы взираем на него «со стороны», иногда на краткое мгновение неосознанно «ныряем» в прекрасную полноводную реку мирового времени, где люди в общем, добром и радостном единении, порою даже не осознавая того, способствуют упорядочиванию и упрочиванию мировой гармонии.

Возникновение новой парадигмы в логике развития искусства XX века, опирающейся на реабилитацию фольклора и мифа, требует нового угла зрения и на традиционные формы народной культуры. В этом отношении наблюдения за балаганом могут дать любопытный материал о взаимосвязи мифологического сознания со сценическим искусством, тем более что в этом ракурсе осмысливать его еще не пытались.

Связь балагана с мифологическим сознанием вовсе не исключает в нем наличие элементов злободневности. В его орбиту попадали самые разные проявления актуальной истории. Так, масленичный потешник на подмостках мог давать раешное обозрение столичной жизни. Выигрышными, эффектными были для балаганов батальные сюжеты, которые в период многочисленных войн России в XIX веке оперативно воспроизводили события, происходившие на фронтах военных действий. Так, разгром в 1853 году турецкого флота в Синопской бухте был представлен в панораме Сергеева и балагане Легат. Постоянно освещалась в пантомимах Крымская война. Балаганы демонстрировали массовые батальные сцены, атаки крепостей, взрывы и сражения.

26.04.2017