Доисторическая древность

В глубокой древности такие «пограничные» моменты, в особенности связанные со сменами времен года или критическими точками в движении небесных светил, гаи даже, например, включение в действующий мировой порядок вновь сформировавшейся супружеской пары, несли в себе угрозу, что привычный мир может в такой ответственнейший момент вдруг нарушиться, даже рухнуть, исчезнуть. Ведь каждый человек, семья, род были только малой частицей великого, одухотворенного, целостного мира, состоявшего и из живой матери сырой земли, и из движущихся небесных светил, из живых, со своей душой камней, растений, животных и т. п. Души умерших предков тоже были частью этой мировой гармонии. Всякий раз, когда возникала «пограничная» ситуация, нависала угроза привычному порядку, требовались организованные совместные усилия всего рода, чтобы поддержать жизнь, не допустить подобной катастрофы. На помощь призывались тогда и духи предков. Эти совместные организованные усилия людей, соотнесенные с критическими для целостного мира моментами, и определили «праздники».

Еще в далекой доисторической древности сложилась, по-видимому, и структура праздника. К предстоявшему «критическому» моменту готовились заранее. Обращение к светилам, к природным силам требовало максимальной сосредоточенности, полнейшей собранности всего рода. Поэтому, видимо, собирая все душевные силы перед грядущим событием, заранее постились. Из этнографических исследований известно, что накануне «большой охоты» охотники также воздерживались и от всяких сношений с женщинами. Итак, празднику предшествовал пост.

Следующий этап праздника - кульминационный ритуал: обращения к божествам. В разных культурах эти обращения принимали разную форму: величальные песни, храмовые пляски, службы, молитвы, заклинания, жертвоприношения... Мы и сейчас слепо воспроизводим эту древнюю структуру, когда, собравшись за праздничным столом, торжественно произносим подобающие случаю тосты.

12.12.2017